Проблема старения - это, в частности, и проблема гармоничного функционирования живой системы, которое применительно к человеку невозможно без соответствующего психологического отслеживания и адаптации в окружающем социальном пространстве. Старение - это переход в систему новых социальных ролей, групповых и межличностных отношений.
В обыденном сознании и системе ценностей медико-биологическая интерпретация старения нередко оказывается единственной или, по крайней мере, доминирующей. С этой точки зрения человек рассматривается главным образом как субъект репродукции и производственной деятельности: реализовав эти функции, он становится обременительным для своего биологического вида, что практически не оставляет места моральным аспектам старости. Попытки общества облегчить пожилым заключительный этап жизни слишком рациональны и исчерпываются такими мерами, как пенсионное законодательство, медицинские услуги, дома престарелых и т.п. Социальная политика нашего государства ориентирована на те же цели, хотя уровень социального обслуживания пожилых гораздо ниже, чем в развитых странах.
В процессе старения вместе с угасанием определенных биологических функций проявляется комплекс социокультурных свойств, которые компенсируют, а подчас и определяют существование биологически стареющего человека.
5.1. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии
До сих пор не существует общей теории старения, которая была бы приемлема для
психологов. Существующие «микротеории» охватывают не процесс старения в целом, а лишь различные его аспекты и уровни (Birren,
1985).
Наиболее узкое место концепции старения составляет его исключительно биологическое или исключительно социальное определение, что ограничивает использование этого понятия в психологии. В связи с этим представляется оправданным выделение трех взаимосвязанных и взаимоперекрышающих составляющих (Birren, 1985; J. Turner, D. Helms, 1986):