Следование гуманитарной парадигме в герон-тологической практике означает распределение внимания врача между рядом существенных характеристик личности стареющего пациента, среди которых особое место занимает духовность. Духовность определяет сохранение активной жизненной позиции, интереса к окружающим, способности противостоять «прогрессирующей усталости от жизни» (К. Ясперс) на фоне снижающихся физических возможностей.
В процессе индивидуального развития происходит закономерная смена ведущих видов деятельности и жизненных приоритетов человека с приобретением соответствующих личностных качеств в ходе освоения новых жизненных и социальных ролей. Если ребенок до 1 года составляет «живое единство» с матерью в отношении к окружающему миру, в возрасте 6-18 лет человек наиболее склонен к познавательной деятельности, в возрасте 18-45 лет приоритеты смещаются в область профессионально-трудовых, семейных и общественных отношений, то возраст 45 лет и старше означает интеллектуальную и духовно-нравственную зрелость личности. По образному сравнению А. Шопенгауэра, в этом возрасте, как бы «взобравшись на вершину горы, мы уже собственными глазами видим смерть, о которой раньше знали лишь по слухам, а так как к этому времени начинают убывать жизненные силы, то и жизнерадостность слабеет и хмурая серьезность вытесняет юношеский задор и уверенность, отражаясь на наших чертах».
По словам того же философа, «первые 40 лет нашей жизни составляют текст, а дальнейшие 30 лет - комментарий к этому тексту, дающий нам понять его истинный смысл и связность, а также все детали и нравоучение, из него вытекающее». В старости физические силы убывают, тело становится слабее, но, как считает А.Шопенгауэр, «эта убыль возмещается иными, духовными, данными».