только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 6 / 13
Страница 1 / 18

Глава 4. ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

4.1. Оздоровительная физическая тренировка детей

и подростков

Особенности медицинского обеспечения занятий физическими упражнениями детей и подростков (занятия по школьной программе, оздоровительная тренировка в группах здоровья, занятия в спортивных секциях и др.) определяются закономерностями онтогенеза - развитием органов и систем, изменениями в нейрогуморальной регуляции функций и энергообразования по мере роста и развития организма, сдвигами в энергетической структуре обеспечения мышечной деятельности, преимущественным проявлением акселерации или ретардации роста и развития организма.

Поскольку внутри однотипных возрастных групп встречаются дети, весьма различающиеся по биологическому возрасту, рост и физическое развитие детей и подростков должны оцениваться не только количественно - по увеличению массы и длины тела, но и качественно - по признакам дифференциации клеток и тканей. Подобный подход позволяет четко определить, являются для данного ребенка признаки ретардации или акселерации положительными или отрицательными. К примеру, если «жизненный индекс» (ЖЕЛ, мл / Масса тела, кг) в различных возрастных группах превышает 65 для мальчиков и 55 для девочек, то процесс физического развития протекает нормально. При более низком показателе признаки ретардации и акселерации носят негативный характер. В этих случаях особенно показана физическая оздоровительная тренировка.

Следует помнить, что определенный уровень энерготрат, связанных с двигательной активностью,- непременное условие нормального онтогенеза. Каждый возрастной период характеризуется специфическими особенностями физиологических отправлений и соответственно

спецификой двигательной активности, поведенческих актов и других показателей. Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется преобразованием системы центральных звеньев регуляции, осуществлявшейся в предыдущем возрастном периоде. Эти переходы (так называемые переломные, критические периоды) определяются узкими временными рамками, в пределах которых деятельность различных органов и систем переходит на новые уровни, обеспечивающие адаптацию организма к условиям среды.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация