Цель занятия: приобретение практических умений в диагностике терминальных состояний, обучение алгоритму оказания неотложной помощи при внезапной остановке сердца и дыхания, освоение первой помощи при повреждениях, освоение техники наложения повязок и проведения транспортной иммобилизации при оказании помощи пострадавшим.
Материально-техническое обеспечение занятия:
- место проведения: учебная комната, перевязочная, гипсовая, отделение реанимации и отделения хирургического стационара;
- средства обеспечения: тесты для определения исходного уровня знаний студентов, учебные фильмы, муляжи для сердечно-легочной реанимации, воздуховоды, мешок Амбу, наглядные пособия, перевязочные материалы, шины, бандажи, устройства для фиксации отдельных участков тела.
Основные вопросы для обсуждения
• Техника восстановления проходимости дыхательных путей, выполнения массажа сердца и искусственного дыхания.
• Оказание неотложной помощи при повреждениях.
• Десмургия.
• Транспортная иммобилизация.
Содержание занятия
Цель неотложной помощи - спасение жизни, облегчение страданий и подготовка пострадавшего к транспортировке в лечебное учреждение. Спасатель, оказывающий неотложную помощь, дол-
жен распознать состояния, угрожающие жизни, и при необходимости начать реанимационные мероприятия.
Десмургия
Алгоритм сердечно-легочной реанимации
Основным критерием остановки дыхания является отсутствие видимой экскурсии грудной клетки. Кроме того, отсутствие дыхательных движений можно оценить по прекращению движения воздуха возле рта и носа. С этой целью ко рту или носу подносят кусочек тонкой бумаги или отрезок нити: в случае остановки дыхания они не будут отклоняться потоком воздуха. Методика оценки наличия дыхания с помощью зеркала основана на эффекте конденсации водяных паров на холодном предмете. Если зеркало, поднесенное ко рту или носу, не запотевает, это значит, что человек не дышит.