Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 7 / 11
Страница 1 / 52

Глава 5. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЯДА НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В МЕДИЦИНЕ

5.1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ И БИОЭТИКИ

Основная роль поведенческой медицины состоит в том, что она выступает интегрирующей основой для практического применения достижений в области поведенческих и биомедицинских наук, относящихся к физическому здоровью и болезням. По мнению историков медицины, поведенческая медицина объединяет клиническую психологию, эпидемиологию, социологию медицины, антропологию, биоэтику с такими биомедицинскими науками, как физиология, эндокринология, иммунология, фармакология, анатомия, диетология, а также с некоторыми отраслями практической медицины и здравоохранения.

В истории мирового развития поведенческой медицины выделяют два важных научных события. Первое - возникновение бихевиоризма в начале XIX в. В США его основоположником был Джон Уотсон (John Watson), критиковавший субъективность и ментализм психологии того времени и считавший, что бихевиоризм может обеспечить объективность в изучении поведения людей. Уотсон разработал следующие принципы, ставшие основой этого нового направления: утверждение доминирующего значения среды, отказ от рассмотрения скрытых индивидуальных факторов, тезис о «наученности» человеческого поведения. Однако в тот момент его экстремистская позиция не получила поддержки в научном сообществе. В результате были разработаны новые версии бихевиоризма. Основную роль в этом процессе сыграл Б.Ф. Скиннер (B.F. Skinner). Он исповедовал радикальный бихевиоризм, который серьёзно повлиял как на поведенческую медицину (в первую очередь на прикладной анализ поведения), так и на психологию в целом. Скиннер также утверждал, что единственным допустимым объектом научного исследования является явное поведение, и отвергал менталистские концепции. Второе историческое событие касается появления экспериментальных исследований по поведенческой психологии.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация