только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 46
Страница 1 / 7

Глава 2. Содержание и задачи курса пропедевтики детских болезней

В настоящее время педиатрия уже перестала быть наукой только о лечении больных детей и рассматривается как учение о здоровом и больном ребенке. Педиатрия изучает закономерности роста и развития детей, причины и механизмы заболеваний, их связь и особенности проявления в различные возрастные периоды, способы их распознавания, лечения и предупреждения. С этих позиций ее можно рассматривать как медицину периода, который является наиболее ответственным и нередко определяющим всю последующую жизнь человека. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний у детей и мерам по обеспечению оптимального развития ребенка. Эту часть работы педиатра нередко называют первичной профилактикой.

Именно средствами первичной профилактики определяются конечные результаты детства - с какой степенью здоровья, физических и интеллектуальных возможностей, гарантиями долгожительства ребенок войдет во взрослый период жизни.

Термин «пропедевтика» в буквальном переводе с греческого означает «обучаю предварительно», поэтому многие педиатры рассматривают пропедевтику детских болезней как введение в изучение педиатрии. Однако, несомненно, этот раздел педиатрии следует рассматривать значительно шире. Пропедевтика детских болезней должна рассматриваться как фундамент педиатрии, основа в формировании идеологии врача-педиатра, поскольку ребенок со всеми его проблемами становится не только мировоззрением и жизненной позицией детского врача, но и его официальным предназначением.

Основные задачи курса пропедевтики детских болезней сформулировал в 1940 году А. Ф. Тур в первом издании учебника «Пропедевтика детских болезней». Эти задачи (с некоторыми дополнениями) приведены ниже.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация