6.1. УЗЕЛ ТРЕНИЯ ЭНДОПРОТЕЗА. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО СОСТОЯНИЕ
Узел трения эндопротеза тазобедренного сустава - это его «золотая сердцевина», от работы которой зависит долговечность сустава. Именно поэтому ему уделяется столько внимания во многих исследованиях. Помимо материалов, из которых изготовляют контактирующие элементы узла трения и о которых речь пойдет ниже, существует ещё ряд факторов, которые необходимо обозначить в этой монографии.
Известно, что тазовая кость обладает свойством эластичности, благодаря чему повышенные нагрузки в естественных условиях распределяются без развития патологических изменений. При этом на долю хряща вертлужной впадины приходится только 10% всей нагрузки (Meunier A. et al., 1978; Сhristel P. et al., 1980). Для нормальной работы эндопротеза тазобедренного сустава оптимальна ситуация, при которой кость таза контактирует с эластичным вертлужным компонентом, а не с металлической чашкой. Вместе с тем в литературе известен такой феномен, как brake drum phenomenon, что в переводе лучше всего соответствует понятию «феномен тормозного барабана». Суть его сводится к тому, что в отдельных ситуациях, когда со стороны головки на полиэтиленовую чашку выпадают очень большие (пиковые) нагрузки, последняя начинает деформироваться. Поскольку чашка обладает большой эластичностью, происходит деформация её купола с одномоментным уменьшением диаметра и сближением краёв по направлению к головке эндопротеза. Таким образом, полиэтиленовая чашка по диаметру обхватывает головку и зажимает её подобно тормозному барабану автомашины (рис. 6.1.1).
Рис. 6.1.1. «Феномен тормозного барабана»: а - в чашке (1) находится головка (2) с защёлкиванием (D > d); б - при увеличении нагрузки на чашку (F) последняя деформируется и появляются силы (f), которые охватывают головку в области диаметров D и d, сжимая её