только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 7 / 29
Страница 1 / 7

ГЛАВА 6 ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ЦЕН

1. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ

Как же спрос покупателей и предложение изготовителей (продавцов) взаимодействуют на рынках, как в конце концов решается - что, для кого и почем производить? Реально это достигается через механизм формирования рыночных цен. Что же такое - рыночная цена и как она возникает?

Когда мы говорим о рыночной цене, то реально понимаем под этим достаточно разные ситуации - в зависимости от типа рынка, на котором она формируется. Однако всегда происходит одно и то же - поиск компромисса между интересами продавцов, которые обычно стараются продать подороже, и интересами покупателей, которые мечтают купить подешевле. Эта противоположность интересов существует с тех пор, как в мире появился первый базар, а это произошло в глубокой древности.

Тем не менее как бы ни были противоположны интересы продавцов и покупателей, им необходимо договориться, поскольку они нуждаются друг в друге. Точнее покупатели нуждаются в тех благах, которые вынесли на рынок продавцы, а продавцы нуждаются в тех деньгах, с которыми покупатели пришли на рынок. Как же возникает согласование этих интересов, как обеспечивается обоюдовыгодный компромисс между столь противоположными интересами?

Чтобы разобраться в этом, представим себе для начала ситуацию, когда продавцы представили товары на продажу по очень высокой цене, рас-

считывая, что продажи по такой цене позволят им не только возместить все издержки производства этих товаров, но и получить большую прибыль. Однако при такой высокой цене товары могут оказаться по карману только самым богатым покупателям, общая величина спроса которых составит только небольшую долю (скажем, только 10%) от величины предложения товаров.

В этом случае на рынке возникнет ситуация избыточного предложения, или затоваривания. Это значит, что большая часть товаров окажется в экономическом избытке. Обратим внимание, что этот избыток будет именно экономическим, а не физическим. Иными словами, величина предложения товаров по такой цене будет больше величины спроса на товары по такой цене не потому, что эти товары в таком количестве вообще никому не нужны. Просто по такой высокой цене слишком многие покупатели сочтут приобретение этого товара для себя невыгодным и, огорчившись, станут искать более дешевую альтернативу.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация