1. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ
Как же спрос покупателей и предложение изготовителей (продавцов) взаимодействуют на рынках, как в конце концов решается - что, для кого и почем производить? Реально это достигается через механизм формирования рыночных цен. Что же такое - рыночная цена и как она возникает?
Когда мы говорим о рыночной цене, то реально понимаем под этим достаточно разные ситуации - в зависимости от типа рынка, на котором она формируется. Однако всегда происходит одно и то же - поиск компромисса между интересами продавцов, которые обычно стараются продать подороже, и интересами покупателей, которые мечтают купить подешевле. Эта противоположность интересов существует с тех пор, как в мире появился первый базар, а это произошло в глубокой древности.
Тем не менее как бы ни были противоположны интересы продавцов и покупателей, им необходимо договориться, поскольку они нуждаются друг в друге. Точнее покупатели нуждаются в тех благах, которые вынесли на рынок продавцы, а продавцы нуждаются в тех деньгах, с которыми покупатели пришли на рынок. Как же возникает согласование этих интересов, как обеспечивается обоюдовыгодный компромисс между столь противоположными интересами?
Чтобы разобраться в этом, представим себе для начала ситуацию, когда продавцы представили товары на продажу по очень высокой цене, рас-
считывая, что продажи по такой цене позволят им не только возместить все издержки производства этих товаров, но и получить большую прибыль. Однако при такой высокой цене товары могут оказаться по карману только самым богатым покупателям, общая величина спроса которых составит только небольшую долю (скажем, только 10%) от величины предложения товаров.
В этом случае на рынке возникнет ситуация избыточного предложения, или затоваривания. Это значит, что большая часть товаров окажется в экономическом избытке. Обратим внимание, что этот избыток будет именно экономическим, а не физическим. Иными словами, величина предложения товаров по такой цене будет больше величины спроса на товары по такой цене не потому, что эти товары в таком количестве вообще никому не нужны. Просто по такой высокой цене слишком многие покупатели сочтут приобретение этого товара для себя невыгодным и, огорчившись, станут искать более дешевую альтернативу.