1. РИСКИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Необходимость в подготовке раздела, посвященного рискам и страхованию от них, связана с тем, что любая коммерческая деятельность в условиях рыночной экономики сопряжена с риском. Это означает, что, создавая фирмы или начиная в ее рамках новый проект, владелец должен считаться с возможностью получения вместо прибыли убытков или даже разорения и банкротства. Избежать рисков полностью невозможно, так как никто не в состоянии с абсолютной точностью предсказать развитие событий на товарных рынках или перспективы деятельности фирм-партнеров и покупателей. Однако можно научиться оценивать риски и снижать опасность, которую они с собой несут.
С этой целью в данном разделе бизнес-плана:
1) определяются все типы рисков,
2) указываются организационные меры профилактики рисков,
3) разрабатывается программа страхования от рисков.
Существует множество факторов (их еще называют «простые риски»), которые могут помешать реализации вашего проекта или сделать его более дорогим. Простые риски можно подразделить на следующие виды:
1) природные (экологические);
2) финансово-экономические;
3) социальные;
4) технические.
Как же оценить риски?
Для этого надо, прежде всего, составить перечень возможных источников риска, то есть тех причин, которые могут помешать успешной реализации вашего проекта. Затем надо привлечь экспертов по каждому типу рисков (например, специалистов санитарной инспекции - по экологическим рискам, инженеров - по техническим рискам и т.д.) и попросить их оценить вероятность того, что ваш проект может пострадать от того или иного типа рисков. Принцип такой оценки прост - чем риск вероятнее, тем оценка возможности его наступления ближе к единице - уровню неизбежности наступления нежелательного события (например, аварии или пожара).