Студент должен иметь представление: о механизме трофического действия ВНС; об отличиях ВНС от соматической; областях иннервации и функциях ВНС; о принципах образования и расположения вегетативных нервных сплетений; о роли ВНС в удовлетворении потребностей человека.
Студент должен знать: классификацию и общий план строения ВНС; строение её центральных и периферических отделов; влияние симпатического, парасимпатического и метасимпатического отдела на функции внутренних органов.
Студент должен уметь: нарисовать в тетрадях рефлекторную дугу вегетативного рефлекса; показать в атласе, таблицах, на планшете отделы, нервы, сплетения ВНС, отделы пограничного симпатического ствола; использовать медицинскую терминологию.
8.1. ПОНЯТИЕ О ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ
Вегетативная нервная система (ВНС) в организме человека имеет функции, сходные с таковыми у растений. Синоним - автономная нервная система, т.к. этот отдел относительно независим от сознания.
• Через ВНС осуществляется: управление деятельностью и трофикой
внутренних органов, сосудов, желёз;
• координация взаимодействия между органами;
• обеспечение адаптации организма к меняющимся условиям внешней среды;
• регуляция обмена веществ и энергии;
• регуляция постоянства внутренней среды - гомеостаза;
• психофизическая деятельность организма в разных режимах - активности и покоя.
Ещё более важна роль ВНС в патологии: почти не существует заболеваний, в проявлениях которых она не участвует. Вегетативные нарушения встречают у 85% людей. Особенность вегетативной патологии заключается в том, что она достаточно редко развивается в виде самостоятельных заболеваний (например, мигрень). Вегетативные нарушения, как правило, вторичные, они возникают на фоне психических, неврологических и соматических заболеваний.