Студент должен иметь представление: о процессе выделения; о том, какую потребность выделение удовлетворяет и структурах, его обеспечивающих.
Студент должен знать: органы выделения; план строения мочевыделительных органов; почки - основной выделительный орган; топографию почек; фиксирующий аппарат почек; наружное и внутреннее строение почек; строение нефрона как структурно-функциональной единицы почек; строение мочевыводящих путей - мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала (мужского и женского); функции почек, фазы образования мочи, выделение мочи, состав и свойства мочи, регуляцию мочеобразования и мочевыделения.
Студент должен уметь: показывать на муляжах, таблицах и в атласе элементы строения мочевыделительных органов; пользоваться анатомической терминологией; называть основные заболевания мочевыделительных органов.
20.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВЫДЕЛЕНИЯ, ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
В процессе жизнедеятельности в организме образуются продукты распада органических соединений, часть которых не используется клетками и должна быть удалена из организма.
Конечные продукты обмена веществ называют экскретами (или шлаками), а органы, их выделяющие, выделительными или экскреторными - это лёгкие, кожа, пищеварительный тракт, почки.
• Лёгкие выделяют углекислый газ и пары воды (400 мл в сутки) с выдыхаемым воздухом.
• Пищеварительный тракт выделяет немного воды, желчных кислот, пигментов, холестерина, лекарства, соли тяжё- лых металлов (железо, кадмий, марганец), непереваренные остатки пищи в виде каловых масс.
• Кожа с потом и кожным салом выделяет воду, соли, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.
• Почки - основной экскреторный орган, выводящий с мочой большинство продуктов обмена веществ.