Первый год обучения в медицинском училище или колледже самый сложный и самый ответственный. В этот период изучают такие дисциплины, как «Анатомия и физиология», «Основы патологии», «Фармакология» и первую клиническую - «Основы сестринского дела».
Само слово «Основы» указывает на то, что знания и умения, полученные по дисциплине, открывают дорогу к изучению сестринского дела в терапии, хирургии, педиатрии, акушерстве и гинекологии и т.д. Здесь всё происходит впервые: первый пациент, первое знакомство с клинической базой, первые контакты с будущими коллегами, первые успехи и неудачи. От того, какой будет эта первая встреча с преподавателем, практической базой, пациентом зависит дальнейшее пребывание студента в стенах учебного заведения и адаптация в профессии.
Интерес к изучению дисциплины, качество знаний и умений студента определяются целым рядом факторов, и не в последнюю очередь личностью преподавателя, методикой преподавания, и, как показывает многолетний опыт, качеством учебно-методической литературы, с которой приходится работать как студенту, так и преподавателю.
Учебник, который вы держите в руках, - результат совместной и продолжительной работы преподавателей областной методической комиссии по основам сестринского дела. За время этой работы не раз изменялись Государственные образовательные стандарты подготовки специалистов сестринского дела, менялось содержание учебной литературы.
Сегодня формируется новое поколение медицинских сестер, фельдшеров, акушерок, со знаниями психологии, педагогики, менеджмента, работающих на высокотехнологическом оборудовании, способных планировать, анализировать и отвечать за свою деятельность. Для этого необходимо иметь крепкую теоретическую подготовку и прочные практические навыки, стремление к совершенствованию, обновлению знаний.