Формирование клинического мышления - основы будущей деятельности врача - происходит на протяжении всего периода обучения студента-медика. Особое место в этом процессе занимает курс «Внутренние болезни» - те несколько лет, когда, познав основы диагностики (курс «Пропедевтика внутренних болезней»), будущий врач начинает детально изучать основные заболевания человека, их этиологию и патогенез, современную диагностику, лечение и прогноз.
По-прежнему успех этого сложного процесса обучения в клинической практике определяется кропотливой работой у постели больного, однако учебник должен помочь максимально эффективно освоить азы клинического мышления.
Во втором издании учебника «Внутренние болезни» сохранены принципы его построения, которые использовались в первом издании. Материал по-прежнему изложен лаконично, запоминание облегчается наличием обобщающих таблиц. Добавлены новые главы («Ожирение», «Остеопороз» и др.), что связано с крайней актуальностью изучения особенностей современного образа жизни и их коррекции с целью предупреждения ряда распространенных в популяции болезней.
В отдельной главе представлены основные висцеральные проявления ВИЧ-инфекции, нередко определяющие прогноз этих больных.
Мощная современная лекарственная терапия, существенно изменяющая течение многих болезней у миллионов пациентов, не всегда лишена нежелательных явлений (побочных эффектов), поэтому специальное внимание уделено проблеме опасностей, связанных с применением лекарственных средств, их предупреждению и раннему выявлению.
Авторы понимают важность издания подобного рода учебников, выходящих в первые годы XXI в., и ответственность за их качество. Для авторского коллектива явилось большой честью подготовить новое издание учебника «Внутренние болезни» для серии «Классический университетский учебник», выходящей к 250-летию создания первого российского университета с медицинским факультетом в его составе - Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.