Тема 6. Полное и неполное сцепление генов. Наследование признаков, сцепленных с полом
Цель занятия. Уметь составлять генетические схемы наследования и рассчитывать вероятность появления признаков при полном и неполном сцеплении генов.
Уметь:
• рассчитывать вероятность проявления признаков в потомстве при полном и неполном сцеплении генов;
• составлять генетическую схему наследования пола у человека и животных;
• дифференцировать Х-сцепленное и голандрическое наследование;
• рассчитывать вероятность проявления признаков в потомстве при сцепленном с полом наследовании;
• составлять генетическую карту хромосом дрозофилы;
• пользоваться методом картирования кариотипа человека.
Мотивационная характеристика. Умение составлять генетические схемы наследования и рассчитывать вероятность проявления признаков при полном и неполном сцеплении генов, а также при сцепленном с полом наследовании. Это необходимо для прогнозирования развития нормальных и патологических признаков в ряду поколений. Особенно важны эти знания для изучения медицинской генетики, гинекологии, педиатрии и других медицинских дисциплин.
Задание для самоподготовки
Знать: 1) закон Т. Моргана и его цитологическое обоснование; 2) расчет расстояния между генами в хромосомах у дрозофилы и человека; 3) методики составления генетических карт хромосом для дрозофилы и человека; 4) наследование пола у дрозофилы, человека,
птиц и насекомых; 5) сцепленное с полом наследование: понятия гемизиготных и голандрических признаков; 6) зависимые от пола и ограниченные полом признаки.
Контроль исходного уровня знаний (примеры тестовых заданий) Выберите правильные ответы.
1. Какие признаки у мужчин относятся к гемизиготным:
1) гипертрихоз края ушной раковины;