Тема 8. Механизм реализации наследственной информации в признаках организма
Цель занятия. Знать этапы биосинтеза белка и регуляции генной активности. Уметь:
• моделировать процесс кодирования наследственной информации;
• моделировать этапы биосинтеза белка (транскрипция, процессинг, трансляция);
• определять структуру молекулы ДНК по строению молекулы белка;
• определять структуру молекулы белка по строению молекулы
ДНК;
• дифференцировать стадии процесса регуляции генной активности у про- и эукариотической клеток;
• моделировать регуляцию генной активности по типу экспрессии;
• моделировать регуляцию генной активности по типу индукции. Мотивационная характеристика. Знание этапов биосинтеза белка
и регуляции генной активности позволяет студентам понять механизм
реализации наследственной информации на молекулярном уровне в норме и возможные молекулярные механизмы наследственной патологии, проследить взаимосвязь генотипа и фенотипа в процессе реализации гена в признак. Эти знания используются при изучении биохимии, гистологии, медицинской генетики, патологической физиологии, патологической анатомии и других медицинских дисциплин.
Задание для самоподготовки
Знать: 1) строение молекул ДНК, РНК, мРНК, рРНК, тРНК; 2) генетический код и его свойства; 3) этапы биосинтеза белка (транскрипция, процессинг, сплайсинг, трансляция); 4) особенности у прои эукариот; 5) строение оперона и его функционирование по типу индукции и типу репрессии; 6) особенности регуляции генетической активности у эукариот.
Контроль исходного уровня знаний (примеры тестовых заданий)
Выберите правильные ответы.
1. Что такое антикодон:Лебовски
1) триплет кодирующей нити молекулы ДНК;
2) триплет антикодирующей нити ДНК;