ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМО СТАТЬ ЧЕЛОВЕЧНЕЕ
С каким-нибудь позднейшим упадком всей земной культуры может наступить еще большее обезображение, озверение человека.
Ф. Ницше
Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а таким, каким его мыслю.
П. Пикассо
Ответственность за настоящее позволяет нам ощутить ответственность за будущее.
К. Ясперс
Заканчивая изложение одной из сложнейших и актуальнейших научно-философских парадигм нашего времени, биоэтики, следует обратить внимание на следующие моменты. Изменения, которые произошли в жизни и деятельности людей за последние годы, были настолько стремительны во времени и радикальны в содержании, что можно с абсолютной точностью сказать, что современный человек живет в совершенно ином мире - невероятном и даже в чем-то фантастичном. Можно ли было совсем недавно помыслить, например, о компьютере и Интернете, о клонировании и генной инженерии, о расшифровке ДНК и генома человека, о спутниках Земли и космических полетах людей, о всемирной глобальной телефонной связи? Все это делает человека более сильным и свободным. Но этот новый мир людей не только весьма сложен, но и в силу уникальных обстоятельств, в которые они попали, противоречив и небезопасен.
В итоге можно сказать, что первым шагом появившегося на свет человека десятки или сотни тысяч лет назад (а может быть, и раньше - 1-2 млн лет назад), в эпоху переломной первобытности, было «сбережение жизни» человека как члена общества, постановки ее под контроль всеобщего человеческого разума или, говоря на традиционном языке, морали, а позже и нравственности. Это все и потребовало создания самого общества людей, которое опиралось бы на мораль, ибо без нее люди бы погибли. Решалось же это, как и всегда в обществе людей, не через отдельного человека, а посредством сбережения жизни каждого отдельного индивида и общества людей в целом.