В течение последних двадцати с лишним лет развития российского здравоохранения периодически делаются попытки оценить по комплексным параметрам деятельность всех субъектов системы здравоохранения, от участкового врача до органов управления здравоохранением.
Данный процесс абсолютно логичен и необходим в ходе качественного изменения отрасли, неважно, говорим ли мы об увеличении централизованного финансирования здравоохранения или об уменьшении внутриотраслевых расходов.
Конечно, заманчиво взять и назвать процент от внутреннего валового продукта страны, который необходим для здравоохранения. Некоторые так и делают - и называют, причем разные цифры, и пишут, и ссылаются друг на друга, но лучше бы провести всесторонний анализ эффективности работы отрасли, а потом уже просить деньги!
Это сложно. Нужны и нормативы, и стандарты, критерии и параметры оценки, и математические формулы, а перед этим всем необходимо, конечно, определить цели и задачи развития отрасли, но многое уже сделано и успешно работает.
Сегодня никто не затрудняется при оформлении финансовых и объемных нормативов Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, а в свое время много копий было сломано при их утверждении.
Сложнее с системой оценки качества оказания медицинской помощи, но это, пожалуй, самый главный вопрос в обсуждаемой проблеме.
Остаются проблемы с внедрением стандартов медицинской помощи, но на это есть субъективные причины. Приоритетный национальный проект «Здоровье» дал хороший старт грамотным расчетам и построению комплексных целевых задач и систем оценок эффективности любых программ здравоохранения вплоть до нынешних государственных.