Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 10
Страница 1 / 91

Глава 2. КЛИНИКО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИВНОГО АЛКОГОЛИЗМА И ПИВНОГО АЛКОГОЛИЗМА, ОСЛОЖНЕННОГО ГАШИШНОЙ НАРКОМАНИЕЙ, У ПОДРОСТКОВ

В настоящей главе представлены результаты клинико-психопатологического и статистического исследования 140 подростков. У 60 из них (1-я группа) был диагностирован синдром зависимости вследствие употребления алкоголя (пивной алкоголизм) (F10.2), у20 - (2-я группа) выявлены симптомы зависимости вследствие употребления каннабиноидов (F12.2). У 60 подростков (3-я группа) диагностирован синдром зависимости вследствие сочетанного употребления алкоголя и каннабиноидов (пивной алкоголизм, осложненный гашишной наркоманией) (F19.2).

Результаты исследования позволили установить, что пивной алкоголизм, осложненный гашишной наркоманией, - это полизависимость, особенности проявлений которой полиморфны, отражают клинику и взаимовлияние сочетающихся форм зависимости от ПАВ. Клиника представлена симптомами, отражающими измененную реактивность, патологическое влечение, абстинентный синдром и личностные изменения.

Приводим наблюдение, которое демонстрирует клиникодинамические особенности пивного алкоголизма, сформировавшегося у подростка, с факторами риска психологического, социального и биологического характера.

Наблюдение 1. Константин К., 1991 г.р., обследован в отделении амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы 18.10.2007 г. во время проведения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. На этот момент ему исполнилось 16 лет. Он выступал в качестве подозреваемого в совершении кражи и грабежа.

Диагноз: синдром зависимости вследствие употребления алкоголя, средняя стадия (F10.2 по МКБ-10).

Анамнестические сведения. Отец страдает алкогольной зависимостью около 20 лет. Мать подростка отрицает злоупотребление алкоголем,

отмечая при этом, что «если и пьет, то немного и по праздникам». Родился от второй беременности, которая протекала с угрозой прерывания из-за психотравмирующих ситуаций, связанных с конфликтами в связи со злоупотреблением алкоголем отцом. Роды были позже срока, протекали стремительно, масса плода составила 4600 г. После выписки из родильного дома матери было рекомендовано обратиться к неврологу, так как у К. наблюдалось повышение мышечного тонуса конечностей. В течение 1-го года жизни он состоял на учете у невролога с диагнозом «перинатальное поражение центральной нервной системы», получал лекарственную терапию, массаж. Спустя 1 год в связи с улучшением состояния К. был снят с учета. В последующем за помощью к неврологу не обращались. В раннем возрасте К. без осложнений перенес детские инфекционные заболевания. До 3 лет воспитывался в полной семье. Отец в состоянии алкогольного опьянения в присутствии К. часто устраивал скандалы, дрался с матерью. Когда ему исполнилось 3 года, родители развелись. Несмотря на это, отец порой приходил с просьбой дать денег на покупку алкоголя. Если получал отказ, то устраивал скандал, избивал бывшую жену и иногда сыновей. В воспитании К. и его брата отец никогда не участвовал. До последнего времени интереса к их судьбе не проявлял. Для материального обеспечения семьи матери К. приходилось много работать, в том числе и в ночные смены. Когда матери не было дома, он находился под присмотром старшего брата. К. от сверстников в психическом и физическом развитии не отставал. С 1,5 года до 6 лет посещал детский сад. Хотя он был «шустрым, подвижным ребенком», воспитатели на его поведение не жаловались. В отношениях с матерью был послушным, со старшим братом не конфликтовал. Перед поступлением в школу освоил начальные навыки чтения, счета, занимался этим неохотно, «из под палки», быстро уставал, капризничал. В школу пошел в 7 лет. В сентябре 1999 г. упал с турника, получил черепно-мозговую травму, сознания не терял. В течение 2 нед лечился амбулаторно у невролога. С первых дней обучения в школе с трудом усваивал нормы дисциплины, был неусидчив на уроках. До 3-го класса учился преимущественно на «4», редко получал «3». В этот период посещал занятия в секции восточных единоборств. С 5-го класса успеваемость стала постепенно снижаться. Меньше времени тратил на подготовку к урокам, «было все равно, что получу». Преобладали оценки «3», иногда получал «4» по предметам, интерес к которым еще сохранялся (химия, физика). По мнению матери, «сын мог бы учиться лучше, если бы старался». По ее описа-

Для продолжения работы требуется вход / регистрация