Принципы эффективного словесного общения
Принцип эффективного словесного общения | |
| Краткость, законченность фраз, содержащих понятные слова. Специалисту необходимо помнить, что больному человеку бывает сложно оценить суть многословного сообщения и построить на его основе тактику своих дальнейших действий. С другой стороны, сжатая информация может потребовать ее неоднократного повторения или уточнения, поскольку при этом понимание может быть неполным. C особой осторожностью нужно подходить к использованию в общении с пациентом сокращений. При первой встрече с пациентом специальные термины лучше произносить полностью, и только в дальнейшем, когда у специалиста уже появится уверенность в том, что больной правильно понимает принятые сокращения, можно начать их использовать |
Принцип эффективного словесного общения | |
| После получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопросы «что», «как», «сколько», «где», «когда», «почему», касающиеся его дальнейших действий (будет ли он действовать в соответствии co своими ответами, это другой вопрос). Использование слов «больше», «меньше», «чаще», «реже», «иногда», «мало», «много», «утром», «завтра», «ждите» и других может приводить к утрате ясности сообщения |
| На доверие пациента к медицинскому работнику влияют отношение к нему других специалистов; знание обсуждаемого предмета и одновременно понимание ограниченности своих познаний и умение признаться в этом. Сообщение, сделанное уверенным и решительным тоном, скорее, вызовет доверие у пациента, чем переданное с нотками неуверенности в голосе. При этом важно избегать самоуверенных авторитарных суждений, соблюдать правило учета индивидуальных особенностей пациента |