Студент должен иметь представление: о значении процесса саморегуляции для самоудовлетворения потребностей человека; об иерархии потребностей человека (по А. Маслоу); о функциональной системе и её компонентах; о критериях оценки деятельности нервной системы; об интегративном характере нервной деятельности.
Студент должен знать: классификацию отделов и общие принципы строения нервной системы; виды нейронов и нервных волокон; синапс (понятие, виды); рефлексы (понятие, виды); рефлекторные дуги; рецепторы, эффекторы; нервный центр; физиологические свойства возбудимых тканей; биоэлектрические явления в нервной и мышечной тканях; виды мышечных сокращений и их механизм; силу мышц, их работу и утомляемость.
Студент должен уметь: использовать физиологические термины.
5.1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССА САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЛЯ САМОУДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
Организм человека находится под влиянием непрерывно меняющихся, разнообразных условий внешней среды. Обязательное условие выживания организма заключается в необхо-
димости поддержания показателей внутренней среды и функциональной активности органов на относительно постоянном уровне. Гомеостаз - способность биологических систем противостоять изменениям и поддерживать динамическое равновесие внутренней среды организма. Функциональная активность органов и координация их деятельности поддерживается нервной и (или) гуморальной системами регуляции. Нервная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов и обеспечивает быструю реакцию определённого органа на раздражение. Гуморальная регуляция осуществляется путём выработки железами внутренней секреции биологически активных веществ (гормонов и др.), поступающих в кровь и влияющих на скорость и направленность обменных процессов.