Полевая учебная практика предусматривается государственными стандартами и учебными планами для подготовки студентов естественно-научных специальностей (биологов, геологов, географов, экологов и др.) всех вузов. Полевой она называется потому, что предусматривает работу в природных условиях, вне учебных аудиторий.
Территорию проведения полевых практик различные вузы выбирают в зависимости от географического положения и других местных условий. Для этого вряд ли уместны единообразные рекомендации. Обязательным является лишь то, что практики должны планироваться вне сетки учебных часов и не перемежаться с другими формами учебной работы («погружение» в предмет, как это говорится в современной педагогике).
Специфика полевых практик состоит в том, что они позволяют наблюдать природные объекты, процессы и явления в динамике и, следовательно, получать более полное представление об их взаимосвязях; именно таким образом закладываются основы экологического мышления. Студенты могут участвовать в конкретных природоохранительных и экологических мероприятиях, сами их проводить и обосновывать, знакомиться с некоторыми вопросами рационального природоисполь-зования.
Обучающая роль самостоятельных учебно-исследовательских работ, выполняемых студентами на практиках, имеет большое значение. Часто эти исследования ложатся в основу курсовых и дипломных работ.
Настоящее пособие отражает многолетний опыт проведения полевых практик по ботанике на одноименных кафедрах Московского педагогического государственного университета (ранее МГПИ им. В.И. Ленина) и Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова (ранее МГЗПИ). При этом авторы отказались от традиционного описания экскурсий и лабораторных работ в ходе практики (здесь, как и в выборе мест проведения практики, невозможно единообразие), а сосредоточили внимание на современных принципах и методах изучения разных сторон жизни растений, поэтому приведены необходимая научная информация (по возможности не повторяющая материалы учебников) и методические рекомендации.