На рубеже XX и XXI вв. существование философии оказалось подвергнутым сомнению. Сомнение это не пришло извне, а родилось внутри самой философии. Вновь возникли вопросы о том, что есть философия, каковы границы ее компетенции и права на познание. Эту ситуацию оценили как кризис философии и философствования, являющийся составной частью кризиса мировой духовности в целом. Философская мысль XX в. была захвачена и пленена «духом научности». Считалось, что с помощью науки можно в обозримом будущем решить все жизненные проблемы и обеспечить всеобщее счастье. Однако за приобретенные благодаря научно-техническому прогрессу блага людям пришлось расплачиваться. Они стали превращаться в конструкт техногенной и информационной эпохи. Борьба против превращения человека в машинообразное существо составила значительную часть интеллектуальнонравственной истории XX в.
У человечества не было и поныне нет более многогранной области знания о мире, обществе и человеке, чем философия. Это онтология и гносеология, диалектика и метафизика, логика и аксиология, этика и эстетика. По-разному понимая и оценивая бытие естественного мира, философы свободно и критично осмысливают и постоянно переосмысливают все знания о нем и свои способности по его радикальному преобразованию. Аристотель считал, что «нет ничего лучше философии». Именно она, целенаправленно осмысливая и критично оценивая научно-творческое познание человеком мира, общества и человека, и привнося в его сознание нравственные ценности и высокие идеалы жизни и деятельности, позволяет людям ориентироваться в природе и обществе. Философская мысль инновационная, она приглашает людей к размышлению над проблемами человеческого бытия вообще. Философия - это единственная сфера знания, которая учит человека жить по уму, совести, чести и достоинству. Древнегреческий философ Сенека (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.) замечал: «Философия - не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо быть не на словах, а на деле».