Понятие «смысл» в философском мышлении занимает особое место. В центре дискуссий о смысле располагается триада близких понятий: «смысл» - «значимость» - «ценность», которые трудно разграничить. Смысл обычно связывают с содержанием человеческой мысли. Всякая мысль - это ценностная характеристика знаний или сведений о вещах, предметах, явлениях и процессах. Иными словами, ценностная характеристика знаний говорит о признании ее значимости для человека и человечества. Осмысление тех или иных знаний о мире, обществе и человеке - это путь к получению о них единого ценностного содержания. Люди понимают друг друга благодаря смысловой идентичности понятий, слов.
В содержание философского знания входят многие понятия конкретных наук, а также фундаментальные научные принципы. Философия всегда стремилась и поныне стремится формулировать острые вопросы о бытии мира, которые ставит жизнь перед людьми, определяя содержание гуманной, обогащенной творческим смыслом науки, в том числе и гуманитарных дисциплин. Возникают вопросы: «Что составляет философское пространство, скажем, в научном творчестве ученых?», «Каковы роль и значение личностного начала в содержании философии особо выдающихся мыслителей?», «Какова взаимосвязь жизни, личностей оригинальных философов и их идей?», «Нужно ли создавать специальную научную дисциплину, базирующуюся на некой фундаментальной философской системе, как кантовская, гегелевская, марксистская, или философские знания настолько многозначны, что не стоит к этому стремиться?», «Есть ли научные основания у философии, на что она опирается при систематизации знаний об эволюции мира, развитии человеческого общества и творческо-созидательного функционировании человеческого разума?»