Когда речь заходит о становлении и развитии философии в России, возникает вопрос: «Является ли русская философия безусловно оригинальной, и в чем это проявляется, или же она остается лишь парафразами западной и мировой философии?» Оригинальность философии в России не в том, что она подключилась к традициям поиска универсальной истины, свободной от культурно-исторических условий. Она прежде всего в том, что с самого начала посредством усвоения высокоразвитых форм и видов древнегреческой мысли, а затем западноевропейского философствования стала новым течением общественной мысли, создав свой язык, свое направление смыслового осознания действительности вообще, но отечественной в особенности, и определила методы собственно русский философской рефлексии. Именно в этом, но и не только, философия в России представляет самобытное течение мысли народа.
Самобытная русская мысль, ее зарождение и саморазвитие - уникальная составляющая европейской и мировой философской мысли. С самого начала русскую философию занимали проблемы о смысле и целях саморазвития Руси и затем России, где главной темой было осмысление судьбы страны и россиян с их особыми духовными устремлениями. Конечно, самобытная русская философия формировалась не на пустом месте, а под воздействием достижений мировой философской культуры. Но при этом она складывалась еще и под влиянием социально-культурных процессов, сложно проистекающих в самой стране. Предпосылки ее постепенно созревали в культуре язычества, но особенно они проявились в связи с христианизацией Руси (988). Однако в общественном сознании бытует мнение, что самобытная русская философская мысль зародилась в результате усвоения и переосмысления духовных идей и учений передовых европейских мыслителей. Но есть и другое мнение: поиск самобытного начала в отечественной духовной жизни был принят русской интеллигенцией на основе критичного осознания сущности и смысла национально-религиозной составляющей культурного феномена российской философской мысли.