Подобная постановка вопроса заслуживает внимания, ибо в нем ставится задача определения возможностей и границ научного познания и прежде всего получения достоверного знания. Задача переосмысления сущности и смысла нового знания в жизни людей превратилась в фундаментальную практическую проблему. В самом общем виде научное знание определяется как творческое, динамическое измерение сознания, которое существует в разных формах знания. Научное знание ориентировано и на выработку новых смыслов, и на их внесения в сознание людей. Оно дистанцировано от объекта и содержит схемы специфической жизнедеятельности и общения, обретающих форму общих представлений, понятий, законов, теорий в ходе их рефлексивной разработки. Предметность научного знания предполагает соотнесенность с исследованием того или иного фрагмента действительности (природы, общества, человека) и выделенным с помощью специальных процедур, имеющихся у субъекта в его творческо-познавательной деятельности.
Знания как внутри той или иной научной теории, так и отдельной отрасли познания предполагают их упорядоченную системность. Производит системное знание о мире и разных его фрагментах наука как особая форма мыслительной деятельности людей. Бесспорным фактом является мнение, что научные знания неотделимы от их философской интерпретации. Если даже ученый отвергает это утверждение, в действительности он придерживается неких философских идей при интерпретации новых знаний. Он, разделяя в принципе представления своего времени о картине мироздания, стремится все же критично переосмысливать все прежние знания. Ученый не должен уклоняться от философского осмысления новых знаний. И. Hbютон образно заметил: «Тот, кто копается в глубоких шахтах знания, должен, как каждый землекоп, время от времени подниматься на поверхность подышать свежим воздухом», имеется в виду, что «углубление шахт знания» требует от каждого исследователя постоянного их «философского просветления».