Древний мудрец сказал, что для познающего человека нет более сложного и интересного объекта познания в мире, чем он сам. Цель и задача познания человека - одна из центральных в науке и во всей мировой философской мысли. В связи с этим зародилась специальная философия как нормативная дисциплина о познании и осмыслении знаний о человеке, его становлении и развитии. Кроме собственно философии, человек изучает еще множество других естественных и гуманитарных наук. Например, для биологии и медицины человек есть живой организм, для культурологии и социологии он - субъект культуры и общества, для политики и экономики - гражданин, производитель и потребитель товаров, для права и этики - автономный, морально-правовой субъект. Каждая из дисциплин дает свой срез знания о человеке, и их непросто свести в единую картину. Человек - это центральная философская категория и естественно-научное понятие, от интерпретации содержания в любой философской системе которых зависит и познавательная, и социально-культурная ориентация в жизни.
Не будет преувеличением сказать, что человек представляет сложнейший объект для исследования. Он, по сути, есть уникальное земное чудо, ибо в человеке совмещаются такие феноменальные начала, как специфическое телесное устройство, любовь, творческий разум, созидательная воля, нравственная ответственность. Человек единственный на Земле, кто обладает свободой в выборе добра или зла, индивидуализма или соборности, социально-культурного коллективизма и т.д. «Человек - особый род сущего, высшая ступень развития живых организмов на Земле, - говорится в философско-энциклопедическом словаре. - "Человек", - он субъект социального процесса, творец культуры и истории»1. Человек - это земное существо, известное самому себе в своей эмпирической фактичности и трудноуловимое в своей же идеальной сущности средствами обычного формального дефинирования его как понятия.