Человек - особый род сущего, высшая ступень развития живых организмов на Земле, «едва ли не самое эксцентричное создание универсума» (Э. Фромм), субъект социального процесса, творец культуры и истории. Способ бытия человека во Вселенной столь уникален, а его структура составлена из столь разнородных и противоречивых элементов, что служит почти непреодолимой преградой на пути выработки какого-то строгого, нетривиального и в то же время общепринятого определения такого понятия, как «человеческая сущность». Сущностное определение человека - это и есть стремление создать всеобщую философскую концепцию. У Г. Гегеля об этом сказано так: «Философия начинается там, где всеобщее понимается как всеобъемлющее сущее, или, иначе говоря, там, где сущее постигается всеобщим образом, где выступает мышление мышления»1. Речь здесь идет о том, что процесс познания человеческой сущности неразрывно связан с познанием его мышления.
Формирование человеческой сущности - это результат диалектического взаимодействия природно-биологического и социального в саморазвитии человека. С возникновением на Земле человека, обладающего абстрактным мышлением, творческо-социальным сознанием и смысловой речью (словесным языком), возникло разделение объективного бытия мира на материальные и идеальные (духовные) составляющие. В духовном человеческом бытии уже учитывалась и анализировалась его специфическая жизнедеятельность в природе и обществе. Для понимания человека и его сущности необходимо осознать в полной мере диалектику формирования и саморазвития человеческого общества. Мысль о том, что человеческое сообщество - это такая совокупность людей, в основе которой лежат не всякие, а именно производственные отношения, органично связанные с отношением к собственности. На этом основании философами был сделан вывод (К. Маркс) о том, что производственные взаимосвязи и отношения, возникающие между людьми, проявляются в их жизнедеятельности как субстанция, порождающая человеческое сознание и творческое мышление.