Основной вопрос философской рефлексии (от лат. reflektiren - осмысление чего-либо, умственное самонаблюдение) на мораль и религию - это вопрос о критериях различения и оценки добра и зла. В истории философии известны разные концепции понимания добра и зла: этический интеллектуализм (связан с незнанием), этический оптимизм (вера в добро), социальный детерминизм (источник зла в несовершенстве мира), теории психоанализа (источник зла в человеке). Проблемы морали пока не разрешены современными философами. Многие философы считают, что природа добра и зла как типы этики не связаны между собой онтологически. Этика как наука должна не только обосновывать мораль, но и изобличать ложь в жизни. Когда американцы в 1945 г. сбросили атомную бомбу на Хиросиму, знаменитый физик-теоретик, «отец атомной бомбы» Роберт Оппенгеймер (1904-1967) с горечью признал: «Мы выполнили работу дьявола». Пришло время при внедрении новейших научно-технических инноваций в жизнь решать новые моральноэтические проблемы.
Сегодня на наших глазах возникает прикладная этика - биоэтика, или этика выживания человечества. Перед людьми встали острейшие философские и этические проблемы, связанные с отношением к эвтаназии. Они и сегодня активно обсуждаются общественностью, особенно в философской среде: мучить ли безнадежно больного человека или юридически оформить эвтаназию? Сколь бы неэтично это звучало, но необходимо узаконить его достойный уход из жизни. В переломные моменты истории человечества и его культуры, связанные с низвержением кумиров, крахом жизненных иллюзий, резко актуализируется поиск философией новых духовных ценностей и моральных ориентиров. Философская рефлексия в такие обостренные моменты в жизни людей и их деятельности обращается к сложнейшим феноменам духовной культуры (в том числе и религиозной) с тем, чтобы философски осмыслить и метафизически осознать систему морально-правовых ориентиров, привлечь внимание людей к поистине общечеловеческим ценностям.