Любая осознанная деятельность человека подразумевает наличие определенных этапов. В любой сфере, прежде чем приступить к выполнению конкретных действий, человек задумывается над последствиями и вариантами получения положительного результата своей деятельности, способами, которыми можно воспользоваться для достижения успеха и эффективности проводимых мероприятий.
Когда возникает необходимость в сестринской помощи - возникает процесс сестринского дела.
Сестринский процесс - это своего рода серия шагов или этапов, которые должна предпринять медицинская сестра для оказания помощи пациентам. Это систематизированный научный подход к организации и практическому осуществлению программы сестринской деятельности.
Профессионально подготовленная сестра, участвующая в сестринском процессе, обладает видением, знаниями, представлениями и способностями к фантазии, творчеству. Живое участие в решении проблем пациента улучшает взаимопонимание и способствует разработке плана действий персонала с учетом индивидуальных особенностей пациента.
Студентам, постигающим науку планирования индивидуального ухода за пациентом, на начальном этапе освоения данной технологии предлагаются ситуационные задачи, отражающие сестринский процесс при нарушении физиологических и психосоциальных потребностей пациента.
Ситуационные задачи составлены с учетом рекомендаций и требований ГОС СПО по специальности 060109.51 «Сестринское дело» к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. Разделы и темы, изучаемые на дисциплине, рассмотрены с позиции возможных проблем пациента, медицинской сестры и родных пациента, участвующих в сестринском процессе.
Предложены ситуации, с которыми будущие медицинские работники могут столкнуться в своей ежедневной практике. Данные ситуационные задачи способствуют логическому осмыслению студентом изложенной информации, приобретению навыков выявления проблем пациента, решения этих проблем в пределах компетенции медицинской сестры, планирования ухода для удовлетворения нужд пациента. Лучшему усвоению материала и приобретению навыков составления плана ухода помогут примерные варианты ответов. Студенты могут ориентироваться на предлагаемый вариант ответа. На этапе освоения формулирования «сестринского диагноза» данные подсказки способствуют быстрой ориентации в вопросах планирования ухода.
Специфика работы медицинской сестры подразумевает постоянную мыслительную деятельность, результаты которой формулируются на бумаге, в сестринской документации или остаются в памяти сестры и реализуются в конкретных действиях. Четкое понимание этапов деятельности в уходе за пациентами, творческая активность сестры, компетентность поднимает ее работу на более высокую ступень в лечебном процессе и будет способствовать повышению престижа профессии.