Текст этого учебного пособия сложился у автора в результате чтения курса по философии науки для аспирантов в рамках подготовки к кандидатскому экзамену «История и философия науки». Автору приходилось читать такой курс аспирантам разных специальностей, в том числе медикам и биологам.
Тема философии науки необъятна, и каждый преподаватель так или иначе вынужден отбирать из всего спектра возможных проблем некоторый материал, который, находясь в соответствии с федеральным стандартом, отражает и его собственные квалификацию, опыт и пристрастия. Автор исходил из стремления передать аспирантам современный опыт философии науки и дать почувствовать главное - образ и структуру научного метода познания, тот дух науки, который позволил достичь удивительной эффективности познания и до сих пор представляет во многом загадку для самих ученых и философов.
Из преподавательского опыта возникло убеждение, что общие рассуждения о науке и ее отношениях с культурой и обществом обычно не оставляют у слушателей чего-то достаточно определенного. Такие курсы философии науки оставляют после себя скорее некоторое туманное впечатление. В то же время феномен науки в настоящее время достаточно изучен, и здесь многое стало понятным. Именно поэтому поставлена цель создать некоторую систему очерков современной философии науки, где была бы достаточная конкретность, насыщенность разного рода содержательным материалом, который оставляет след и постепенно формирует некоторую более целостную модель научного знания у учащегося.
Для решения такой задачи нужно иметь собственную достаточно целостную и гибкую концепцию научного знания и практики. В качестве таковой автор постепенно выработал для себя позицию так называемого рационального холизма, в рамках которого сочетаются органические интуиции целостного образа мира и энергия строгости-структурности, в которую облекается целостность. Подобный методологический подход привел к определенному органическому структурализму, когда центральную роль в жизни науки занимают различные структуры, которые, однако, далеко не исчерпывают феномен живого научного знания, но лишь воплощают собой некоторый центр-перекресток, где сходится множество нитей живого растущего знания.