Модели науки в неопозитивизме у Поппера и Лакатоса могут быть названы логическими. В них преобладает формальный подход, стремление построить преимущественно логико-математическую модель научного знания. Хотя у Поппера ярко выражен интерес к истории науки, который еще более проявлен у Лакатоса, но в целом история научного знания также осмысливается этими философами как движение некоторых математических структур, относительно автономно развивающихся по своим внутренним законам.
В философии науки американского философа Томаса Куна (1922- 1996)1 находят первую социокультурную модель научного знания, которая строится, скорее, как прикладная теория культуры.
У Куна уже не найти столь выраженной идеи демаркации научного знания от ненаучного. Скорее, наука представляет лишь одну из форм культуры, хотя и обладающую своей спецификой, но не настолько большой, чтобы качественно отличаться от искусства, политики и даже религии.
Постепенный отказ от критерия демаркации и построение социокультурных моделей научного знания, в которых наука активно взаимодействует с культурой и обществом, знаменует переход ко второму крупному этапу современной философии науки, который обычно называют постпозитивизмом.
Модели науки Поппера и Лакатоса - еще до некоторой степени промежуточные этапы на пути перехода от неопозитивизма к постпозитивизму. Модель науки Куна представляет первую вполне постпозитивистскую модель научного знания.
Основное понятие философии науки Куна - «парадигма» (греческое слово, обычно переводимое как «образец»).
Хотя Кун не дал точного определения этого понятия, но примерно можно было бы сказать, что парадигма - одна или несколько близких