Тема 2. Эукариотическая клетка
Цель занятия. На основе изучения растительных и животных клеток показать единство организации живых форм на нашей планете. Уметь:
• различать эукариотические клетки и давать их морфофизиологическую характеристику;
• отличать прокариотические клетки от эукариотических, животные клетки от клеток растений и грибов;
• находить основные компоненты клетки (ядро, цитоплазму, оболочку) под световым микроскопом и на электронограмме;
• дифференцировать на электронограммах различные органеллы и включения клетки.
Мотивационная характеристика. Клетка - структурная, функциональная и генетическая единица живых организмов. Знание строения и функций клеток необходимо для изучения в дальнейшем морфологических и медико-биологических дисциплин (анатомия, гистология, физиология, микробиология и др.), а также в научной и практической медицинской деятельности.
Задание для самоподготовки
Знать: 1) определение клетки; 2) основные положения клеточной теории; 3) особенности строения функционирования прокариотической и эукариотической клеток; 4) основные компоненты клетки (ядро, цитоплазма и клеточная оболочка); 5) морфологическую и функциональную характеристики различных органелл клетки (одномембранных, двухмембранных, полуавтономных, немембранных); 6) включения клетки, их классификацию и значение; 7) различия в строении и функционировании растительной и животной клетки.
Аудиторная работа
Содержание. Изучить: 1) растительные клетки (пленка лука, лист элодеи, клубень картофеля); 2) животные клетки (эритроциты и лейкоциты лягушки и человека); 3) органеллы клетки (электронограммы фрагментов клетки).
Оборудование. 1. Таблицы: строение растительных, животных и бактериальных клеток, схема строения эукариотической клетки (световой микроскоп); схема строения клетки (электронный микроскоп). 2. Микропрепараты: клетки пленки лука, мазки крови лягушки и человека, электронограммы клеток. 3. Микроскопы МБР-1 и МБС1. 4. Стаканы с элодеей; предметные и покровные стекла; пипетки; стаканы с водой; чашки Петри; лук, картофель, пузырьки с 10% раствором натрия хлорида; флаконы с раствором йода, полоски фильтровальной бумаги.