только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 4 / 6
Страница 1 / 36

Глава 3. ПРОГРАММЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

Формирование программ поведенческой терапии предполагает построение их на основе анализа поведения (обоснованность программ), и эти программы предусматривают, как правило, два основных технологических аспекта (направленность программ).

Условно принято выделять направленность воздействия программ на два основных аспекта поведения (Прайор К., 2009). Первый из них - это формирование желаемого поведения в тех или иных обстоятельствах или при разных дискомфортных переживаниях. Второе - это устранение нежелательного дезадаптивного поведения, которое оценивается пациентом как нежелательное и зачастую оказывается причиной обращения за психотерапевтической помощью.

Как правило, при составлении таких программ учитывается история пациента, контекст имевшегося поведения и выстраиваются гипотезы о возможностях нового поведения. Таким образом, до создания поведенческих программ требуется предварительная аналитическая работа по формированию мишеней терапии и исследованию форм и методов подкрепления, которые могут быть использованы в конкретных условиях. Изучаются также возможности и ограничения по применению тех или иных способов поведенческого регулирования, позволяющих устранять нежелательное поведение, и проводится анализ поведения на основе архитектоники функциональных систем (по ТФС). В дальнейшем эти данные включаются в модель поведения пациента при реализации терапевтических программ.

3.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ И ОБРАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЦИЕНТА

Формирование поведенческих программ психотерапии предполагает выполнение ряда основных правил по их разработке, позволяющих сделать эти программы достаточно эффективными. Таких правил девять.

Основные правила формирования поведения

1

Квалифицировать психическое состояние.

2

Идентифицировать мишени терапии и осуществить анализ поведения.

3

Идентифицировать подкрепляющие и аверсивные сигналы.

4

Разработать градиенты.

5

Разработать мониторинговые программы.

6

Осуществить маркировку.

7

Приурочить программы терапии к поведенческому анализу.

8

Мотивировать пациента и формировать отношение.

9

Разработать программы самоформирования.

1. Квалифицировать психическое состояние. Здесь речь идет о том, что с пациентами, которые обращаются за психотерапевтической помощью, необходимо проведение обычных интервью, цель которых психодиагностика состояния, сбор анамнеза, оценка соматического и неврологического статуса и описание психического статуса. При проведении интервью особое внимание уделяется таким аспектам состояния, как динамика психической дезадаптации, деятельность и окружение пациента, динамика психического расстройства и напряженности механизмов психической адаптации.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация