В главе даны ответы на вопросы о важности организации СРС на клинической кафедре, о том, какими возможностями обладает самостоятельная работа в развитии личности будущего врача, ее цели и содержании, условиях успешной организации. Раскрыт механизм управления процессом организации СРС на кафедре, включающий приемы и методы мотивации студентов на этот вид учебной деятельности, целевые установки, планирование по учебной дисциплине, ее организацию и контроль. В представленном тезаурусе даны все основные понятия, необходимые преподавателю и студенту для планирования, выполнения и оценки разнообразных форм и методов самостоятельной работы.
Почему преподавателю так важно организовать и методически обеспечить самостоятельную работу на клинической кафедре?
С внедрением современных медицинских технологий в систему здравоохранения появляются новые требования к качеству подготовки будущих врачей и к личности врача. Высокий динамизм развития медицины обусловливает задачу непрерывного медицинского образования, в котором самостоятельной работе и самообразованию отведено ключевое место. Однако умения и навыки самостоятельной работы не приходят к обучающимся сами собой. Их необходимо целенаправленно формировать в ходе учебного процесса. Для этого преподавателю клинической кафедры нужна специальная компетенция, позволяющая планировать, осуществлять, анализировать и корректировать процесс организации СРС. Здесь главным все-таки остается мотивационно-ценностное отношение преподавателя к этому виду деятельности. Если педагог понимает роль самостоя-
тельной работы в подготовке будущих врачей, а также то, насколько разнообразно и интересно можно ее организовать, то, несмотря на временные затраты, он непременно будет заниматься этой работой. В случае отсутствия высокой мотивации на этот вид деятельности налицо будет формальный подход и соответственно утраченные возможности огромного педагогического потенциала самостоятельной работы как инструмента развития личности будущего специалиста.