Основными задачами, стоящими перед системой российского здравоохранения, являются повышение доступности и качества лабораторных услуг для населения, внедрение высокотехнологичных методов диагностики и лечения, экономически эффективных форм реформирования лабораторной службы. В отношении клинической лабораторной диагностики такими задачами являются централизация лабораторных исследований, модернизация парка оборудования и переход к компьютерным лабораторным информационным системам. Практическая реализация данной программы позволит существенным образом повысить качество анализов и их доступность для населения.
Написание книги преследовало, с одной стороны, достаточно утилитарную цель - ознакомить организаторов здравоохранения, руководителей ФОМС, заведующих и специалистов КДЛ с целями и задачами централизации, предложить возможные организационные модели ее практического воплощения.
С другой стороны, в процессе изложения материала было показано, что централизация - это революционная форма организации оказания одного из видов медицинской помощи (лабораторных услуг) населению. Революционность централизации обусловлена тем, что она затрагивает все организационные структуры системы здравоохранения, все уровни (амбулаторный, стационарный, реабилитационный) и виды оказания медицинской помощи (экстренная, неотложная, плановая) населению. Перед ЛПУ-объектом централизации при передаче выполнения всех или отдельных видов исследований на аутсорсинг, а он при этом оказывает экстренную или неотложную медицинскую помощь населению, остро встает проблема выполнения неотложных лабораторных исследований, которую необходимо решать. Помимо этого, централизация требует внесения кардинальных изменений юридических и финансовых взаимоотношений заказчика лабораторных услуг (ЛПУ) и исполнителя (централизованной КДЛ), а также в систему финансирования деятельности централизованной КДЛ. Более того, централизация затрагивает все основы функционирования традиционной КДЛ (организационные и экономические), спектр решаемых задач, построение производственного процесса, условия работы и взаимоотношения в коллективе.