только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 16 / 37
Страница 1 / 24

Глава 14. Философия науки

Философия науки изучает строение научного знания, закономерности его развития, методы научного исследования. Как особая область философских исследований философия науки возникла в середине XIX в. в работах английского философа и историка науки Уильяма Уэвелла, его соотечественника Джона Стюарта Милля, родоначальника позитивизма Огюста Конта и ряда других философов и ученых. Конечно, и до этого философы немало рассуждали о науке, но делалось это в рамках общих представлений о природе человеческого мышления, одним из высших проявлений которого объявлялось научное познание. В XIX в. наука из полулюбительской деятельности одиночек и членов небольших научных академий стала превращаться в сферу профессиональных занятий многих людей. При университетах, а затем и промышленных предприятиях начали возникать научные лаборатории и исследовательские центры. В этом социальном контексте появились работы, специально посвященные логике науки, ее истории, роли научного знания в обществе. В начале XX в. в связи с революционными открытиями в физике (теория относительности, квантовая механика), в биологии (генетические теории) и других науках интерес к философским проблемам науки еще более возрос. Нужно отметить, что в этот период философия науки плодотворно развивалась и в России - в трудах В.И. Вернадского, Л.С. Берга, В.И. Ивановского, Т.И. Райнова и др.

В 1920-1930-е годы австрийские и немецкие философы и ученые, члены «Венского кружка» объявили логику и философию науки главной областью философии и в своем почитании научного мышления квалифицировали всю остальную философию как спекулятивную метафизику. Эту позицию - позитивистский сциентизм (от лат. scientia - наука) - философы науки, начиная с 1950-х годов стали активно критиковать. С этого же времени началась разработка концепций современной постпозитивистской философии науки, для которой характерно внимание к историческому развитию научного знания, его многообразным связям с философской, религиозной и социально-гуманитарной мыслью.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация