Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 11 / 19
Страница 1 / 46

Глава 9. Дополнительные методы восстановительного лечения

9.1. КОНДУКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА (ТЕРАПИЯ)

Кондуктивная педагогика (терапия) - методика восстановительного лечения, признанная основополагающей во всем мире. Как бы ни назывались те или иные методы, используемые в разных школах реабилитации, в их основе лежат принципы и идеи, разработанные в конце 1940-х гг. венгерским врачом и педагогом А. Пето (1940). К сожалению, в нашей стране в силу объективных и субъективных причин кондуктивная педагогика еще не заняла полагающегося ей места в системе деятельности реабилитационных центров (Лильин Е.Т., Доскин В.А.). Между тем принципы кондуктивной педагогики едины и всеобъемлющи для реабилитации аномальных детей вне зависимости от нозологических форм и тяжести самого заболевания.

В переводе с англ. «кондуктор» (conductor) означает «проводник», «инструктор». Именно в этом смысле А. Пето и употребил это понятие, поскольку в системе «общество-кондуктор - больной ребенок» кондуктор и является, с одной стороны, проводником нужд, чаяний, стремлений и умений ребенка-инвалида в большой мир, а с другой - адаптером многообразного социума и его требований к возможности аномального ребенка. Именно поэтому достижение главного - одновременного стимулирования двигательной и интеллектуальной активности ребенка - и оказывается возможным в рамках уникального педагогического кондуктивного процесса.

Принципы кондуктивной педагогики

•  Аномальная морфологически конечность ребенка должна нормально функционировать и выполнять те же движения, проявлять ту же манипулятивную активность, что и нормальная, например, кисть.

•  Принцип абилитации. Если реабилитация по определению есть восстановление утраченных функций, то процесс абилитации значительно сложнее. Только опираясь на сохранные функции или на их остаточные проявления, можно попытаться восстановить, казалось бы, навсегда утраченное.

•  Принцип мотивации. Величайшая заслуга А. Пето в том, что он впервые осознал, что у ребенка должно появиться горячее желание выздоровления и мотив к достижению этой цели. Таким мотивом для больного ребенка, как ребенка вообще, может быть только игра.

•  Принцип коллективности. Именно группы из 8-12 детей позволяют использовать любые игровые ситуации и моделировать их по желанию кондуктора. Этому же способствует и принцип смешанности форм, тяжести заболевания и детей различных возрастных групп (от 3 до 7, от 8 до 12 лет).

•  Принцип партнерства предусматривает совместные действия кондуктора и больного ребенка в достижении общей цели

•  Принцип индивидуализации. Для каждого ребенка кондуктор создает не только «дерево цели», но и «дерево поощрений», сообразующееся с «деревом возможностей ребенка».

•  Принцип семейности. Именно перенос ЦТ реабилитационного процесса из больницы в семью и определяет его успешность на настоящем этапе развития общества, с одной стороны, снимая с общества груз материальных затрат, а с другой - социальную напряженность семьи по отношению к социуму. А. Пето предложил в свое время формулировку: «Чем умнее ребенок, тем лучше результат». Е.Т. Лильин и В.А. Доскин предложили изменить ее: «Чем умнее ребенок и его родители...»

Для продолжения работы требуется вход / регистрация