6.1. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Процесс создания и внедрения СМК в ЛПУ начинается с определения политики и целей в области качества. Для их разработки необходимо знать ожидания, требования и запросы внешних и внутренних потребителей и других заинтересованных сторон, требования нормативно-правовых актов в области менеджмента качества и оказания медицинской помощи. На первых порах необязательно иметь детально проработанные документы в этой сфере, но общие намерения и направления деятельности в области качества должны быть поняты и сформулированы руководством учреждения.
Основными целями внедрения СМК являются:
• повышение качества и эффективности оказания медицинской помощи;
• повышение удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;
• повышение уверенности потребителей и других заинтересованных сторон в способности ЛПУ оказывать качественную медицинскую помощь в соответствии с установленными требованиями на основе оптимального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов, применения принципов и методов менеджмента качества, современных медицинских и информационных технологий;
• повышение удовлетворенности работников ЛПУ от качественного и эффективного труда.
Разработка и внедрение СМК представляет собой последовательный процесс, являющийся объектом управления со стороны руководства ЛПУ. СМК - продукт деятельности организации для внутреннего пользования со своими параметрами качества, поэтому при ее разработке
и внедрении следует руководствоваться основными универсальными принципами менеджмента качества (табл. 6.1). В качестве спецификации можно рассматривать требования к СМК, изложенные в ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования».