Проблема повышения качества и безопасности оказания медицинской помощи в современном российском обществе решается несколькими путями: реформированием медицинского образования с целью адаптации его к мировым стандартам, реформой экономики здравоохранения, реформой организации здравоохранения. Можно спорить о правомерности и эффективности мероприятий, предполагаемых этими реформами, но нельзя не обратить внимание на то, что они практически не затрагивают сферу межличностных отношений внутри самой медицины, в то время как именно здесь зарождаются конфликты и противоречия, приобретающие со временем характер социальных проблем. Внутренние противоречия медицинской деятельности опосредованно влияют на качество и безопасность оказания медицинской помощи, причем это влияние бывает столь значительным, что требуются социальные меры для решения проблем, выходящие далеко за рамки медицины. Характерным примером в этом отношении является ситуация, сложившаяся в отечественной стоматологии.
Стоматологическая деятельность характеризуется высоким уровнем профессиональных и этических рисков, поскольку связана с возможностью причинения вреда здоровью. Выполняя свои профессиональные обязанности, врачи-стоматологи действуют в состоянии риска, применяя высокие технологии, современные лекарственные средства и т. д. (Тихомиров A.B., 1998; 2012; Леонтьев В.К., 2001; Баринов Е.Х., 2013).
Увеличение количества этических и юридических конфликтов связано с переходом отечественной стоматологии (как и медицины в целом) к рыночным отношениям. Необходимо отметить тот факт, что стоматологическая деятельность наиболее ярко отражает коммерческий подход в медицине. Именно в стоматологии взаимоотношения пациентов и врачей имеют более жесткую и детальную этическую и правовую регламентацию, чем раньше, однако суть этой регламентации далеко не всегда известна и понятна и пациентам, и врачам (Сергеев Ю.Д., 2003).