только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 7 / 19
Страница 1 / 60

Глава 4. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА О КАЧЕСТВЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ПРЕДМЕТЕ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ В СЛУЧАЯХ, СВЯЗАННЫХ С ДЕФЕКТАМИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

На всем протяжении этапа становления и развития современного отечественного и мирового здравоохранения проблема качества оказания медицинской помощи (услуги) всегда вызывала большой интерес как у медиков, так и у юристов.

В 1986 г. Международной организацией по стандартизации была детерминирована терминология, касающаяся качества и сопряженных с ним понятий. В 1994 г. Международный стандарт ISO 8402 определил качество следующим образом: качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Для создания качественного объекта (продукции, услуги) необходимо:

•  выявить потребности, которые собирается удовлетворить определенная продукция или услуга;

•  определить характеристики, совокупность которых и будет удовлетворять потребности.

Требования, которые предъявляют пациенты, врачи и инвесторы к медицинской помощи, представлены в табл. 4.1.

Исходя из выявленных потребностей, A. Donabedian (1990) сформировал основной перечень характеристик, совокупность которых и составила понятие «качество медицинской помощи» (табл. 4.2).

Некоторые исследователи (Al-Assaf A.F., Schmele J.A., 1997) в определении качества медицинской помощи выделяют два основополагающих момента - принятие правильного решения о необходимости медицинской помощи и последующее оказание этой помощи наиболее эффективным способом.

Таблица 4.1

Характеристика качества медицинской помощи

Участники процесса

Приоритетные характеристики

Пациенты

Соответствие ожидаемым потребностям.

Заинтересованность, вежливость персонала.

Облегчение симптомов заболевания.

Функциональное улучшение

Врачи

Соответствие оказываемой помощи современному техническому оснащению.

Свобода действий в интересах пациента

Инвесторы

Эффективное использование имеющихся фондов здравоохранения. Соответствующее использование медицинских ресурсов.

Максимальный вклад в снижение нетрудоспособности

Таблица 4.2

Основные характеристики качества медицинской помощи (Donabedian А., 1990)

Характеристика

Определение

Результативность

Внешняя эффективность, измеряющая достижение целей организации. Результативность можно определить как отношение достигнутого результата к максимально возможному, основанному на использовании последних достижений науки и технологии

Эффективность

Внутренняя эффективность, экономичность, имеющая наиболее рациональное использование ресурсов, т. е. наименьшая стоимость медицинской помощи без снижения ее результативности

Оптимальность

Оптимальное соотношение затрат на здравоохранение и получаемых результатов в улучшении здоровья

Приемлемость

Соответствие оказанной помощи ожиданиям, пожеланиям и надеждам пациентов и их родственников

Законность

Соответствие социальным предпочтениям, выраженным в этических принципах, законах, нормах и правилах

Справедливость, беспристрастность

Соответствие принципу, который определяет, что является обоснованным или законным при распределении медицинской помощи и льгот среди населения

Медицинская помощь является по своей правовой сути оказываемой услугой (т. е. совершением определенных действий или осуществлением определенной деятельности1), конечными результатами которой могут быть: динамика состояния пациента после проведенного курса лечения, состояние здоровья определенных контингентов после проведения диспансерных мероприятий и выполнения комплексных профилактических программ; удовлетворенность потребителя, которым может быть пациент, медицинский работник, назначивший какое-либо исследование или лечебную процедуру, другие результаты лечебно-профилактических или оздоровительных мероприятий (Денисов И.Н., Иванов А.И., Меламед Л.А., 2000).

1 Ст. 779 ГК РФ.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация