На всем протяжении этапа становления и развития современного отечественного и мирового здравоохранения проблема качества оказания медицинской помощи (услуги) всегда вызывала большой интерес как у медиков, так и у юристов.
В 1986 г. Международной организацией по стандартизации была детерминирована терминология, касающаяся качества и сопряженных с ним понятий. В 1994 г. Международный стандарт ISO 8402 определил качество следующим образом: качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Для создания качественного объекта (продукции, услуги) необходимо:
• выявить потребности, которые собирается удовлетворить определенная продукция или услуга;
• определить характеристики, совокупность которых и будет удовлетворять потребности.
Требования, которые предъявляют пациенты, врачи и инвесторы к медицинской помощи, представлены в табл. 4.1.
Исходя из выявленных потребностей, A. Donabedian (1990) сформировал основной перечень характеристик, совокупность которых и составила понятие «качество медицинской помощи» (табл. 4.2).
Некоторые исследователи (Al-Assaf A.F., Schmele J.A., 1997) в определении качества медицинской помощи выделяют два основополагающих момента - принятие правильного решения о необходимости медицинской помощи и последующее оказание этой помощи наиболее эффективным способом.
Таблица 4.1
Характеристика качества медицинской помощи
Участники процесса | Приоритетные характеристики |
Пациенты | Соответствие ожидаемым потребностям. Заинтересованность, вежливость персонала. Облегчение симптомов заболевания. Функциональное улучшение |
Врачи | Соответствие оказываемой помощи современному техническому оснащению. Свобода действий в интересах пациента |
Инвесторы | Эффективное использование имеющихся фондов здравоохранения. Соответствующее использование медицинских ресурсов. Максимальный вклад в снижение нетрудоспособности |
Таблица 4.2
Основные характеристики качества медицинской помощи (Donabedian А., 1990)
Характеристика | Определение |
Результативность | Внешняя эффективность, измеряющая достижение целей организации. Результативность можно определить как отношение достигнутого результата к максимально возможному, основанному на использовании последних достижений науки и технологии |
Эффективность | Внутренняя эффективность, экономичность, имеющая наиболее рациональное использование ресурсов, т. е. наименьшая стоимость медицинской помощи без снижения ее результативности |
Оптимальность | Оптимальное соотношение затрат на здравоохранение и получаемых результатов в улучшении здоровья |
Приемлемость | Соответствие оказанной помощи ожиданиям, пожеланиям и надеждам пациентов и их родственников |
Законность | Соответствие социальным предпочтениям, выраженным в этических принципах, законах, нормах и правилах |
Справедливость, беспристрастность | Соответствие принципу, который определяет, что является обоснованным или законным при распределении медицинской помощи и льгот среди населения |
Медицинская помощь является по своей правовой сути оказываемой услугой (т. е. совершением определенных действий или осуществлением определенной деятельности1), конечными результатами которой могут быть: динамика состояния пациента после проведенного курса лечения, состояние здоровья определенных контингентов после проведения диспансерных мероприятий и выполнения комплексных профилактических программ; удовлетворенность потребителя, которым может быть пациент, медицинский работник, назначивший какое-либо исследование или лечебную процедуру, другие результаты лечебно-профилактических или оздоровительных мероприятий (Денисов И.Н., Иванов А.И., Меламед Л.А., 2000).