В результате изучения раздела обучающийся должен:
• знать:
❖ признаки старения;
❖ психологию зрелости и пожилого возраста;
❖ особенности поведенческих реакций у пожилых людей;
❖ типы приспособления личности к старости;
• уметь:
❖ выявлять эмоциональные нарушения у лиц пожилого возраста;
❖ выявлять поведенческие нарушения у лиц пожилого и старческого возраста;
❖ использовать методы психологической диагностики для выявления когнитивных нарушений у людей пожилого и старческого возраста;
❖ выявлять факторы, способные предупреждать проявления дезадаптации;
• владеть:
❖ основными методами психологической диагностики проявлений дезадаптации;
❖ методами психологического консультирования и психотерапии при дезадаптивных состояниях лиц пожилого и старческого возраста;
❖ применять навыки и умения, необходимые для реализации практики социальной работы с лицами пожилого и старческого возраста.
4.1. ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ
Старость - это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой. Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста проявляются инволюционные признаки, что выражается уже во внешнем виде старого человека, уменьшении его жизненной активности, ограниченности физических возможностей.
Процесс старения может выражаться через физиологическое ослабление организма и путем снижения силы и подвижности психических процессов.
В старости происходит естественное и обязательное снижение силы, ограничение физических возможностей. Эти инволюционные процессы касаются и психической деятельности, что выражается в разнообразных психических состояниях, не сопровождающихся слабоумием, и тогда говорят о психическом упадке.
Психическое старение определяется как случай естественного старения, при котором отмечаются снижение психической силы, сужение объема психической жизни, экономное использование имеющихся ресурсов (Шахматов Н.Ф., 1996).