Лекция № 4
Методологические предпосылки научной революции и прогресс медицины в XVII-XVIII вв.
Переворот в естествознании XVII в. и его значение для медицины (Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.). Совершенствование исследовательских методов в медицине (анатомические вскрытия, микроскопия, эксперименты in vivo и in vitro). Становление и развитие физиологии как экспериментального направления в медицине (Я. ван Гель-монт, М.Ф.К. Биша). Представление о замкнутом характере системы кровообращения (У. Гарвей, М. Мальпиги). Изучение проблемы дыхания (Р. Бойль, Р. Гук, Дж. Мейо, Г.Э. Шталь, А.Л. Лавуазье). Изучение процессов пищеварения и всасывания (Г. Азелли, Р. де Грааф, Р.А. Реомюр, Л. Спалланцани). Изучение нервной системы: разработка психофизиологической проблемы (Г.Э. Шталь, Д. Гартли); изучение нервно-мышечной физиологии (Ф. Глиссон, Л. Гальвани, А. Вольт).
Преемственность взглядов Галена и последовательность в развитии диагностической концепции в медицине V-XVIII вв. История болезни как метод изучения медицины. Развитие практики посмертного вскрытия и формирование первых представлений о патологической анатомии. Внедрение клинико-анатомических сопоставлений и первые анатомо-морфологические классификации болезней:
Дж.Б. Морганьи и Ф. Пинель, М.Ф.К. Биша, Ф.Ж.В. Бруссе. Нозография Ф. Пинеля. Теория болезней Т. Сиденгама: соотношение индивидуальных особенностей человека и общих симптомов болезней. Пересмотр имевшихся терапевтических практик и ориентация в подборе терапии на универсальные признаки болезней (Т. Сиденгам). Расширение диагностических методов (Г. Бургаве, Л. Ауэнбруггер) и их влияние на появление новых нозологических форм.
Дилемма индивидуальности человека и общности методов диагностики и терапии, индивидуальное и общественное здоровье. Зарождение клинической и предупредительной медицины: госпитальная реформа (Ф. Пинель), профилактика инфекционных заболеваний (Э.Э. Дженнер), формирование основ общественной гигиены и профессиональной патологии (Б. Рамаццини).