Современный выпускник высшей медицинской школы как человек, приобретающий профессию служения, как носитель высоких образцов культуры и профессионализма должен иметь такие представления о человеке, его возможностях и особенностях социального взаимодействия, которые в полной мере отвечают уровню осмысления этих вопросов наукой сегодняшнего дня. Именно поэтому в образовательные программы всех высших медицинских учебных заведений включен обширный блок гуманитарных учебных дисциплин, позволяющих студенту - будущему врачу обрести необходимые представления о специфике человеческого бытия. Психология входит в состав этого важнейшего блока человековедческих знаний.
Опыт преподавания психологии убедительно свидетельствует о том, что эта дисциплина неизменно вызывает стойкий интерес у студентов. Наличие такого интереса предъявляет повышенные требования к учебникам и учебным пособиям, которые используются в процессе преподавания. Поэтому вполне очевидно, что учебники и учебные пособия по психологии должны быть написаны так, чтобы не только содержательно отражать требования Государственного стандарта, но и отвечать на те вопросы, которые молодой человек, желающий понять себя и другого, адресует психологической науке. В настоящем учебнике реализована попытка ввести студента, проявляющего интерес к психологии, в круг таких знаний, которые необходимы для становления его как культурного человека и высококвалифицированного врача, а также таких знаний, с помощью которых он сумеет ответить себе на стоящие перед ним жизненно важные вопросы.