6.1. ВВЕДЕНИЕ
Мышление - познавательный психический процесс, позволяющий индивиду понимать окружающий мир, самого себя, связи между событиями и явлениями и выстраивать на этой основе свое поведение. Мышление играет важную роль в попытках человека адаптироваться к реальной жизни. Результатом мышления выступают мысль, идея, понятие.
Познавательная психическая деятельность человека сложна и многообразна. Познание начинается с того, что анализаторы доставляют нам разнообразные ощущения, комплекс отдельных ощущений складывается в целостное восприятие, внимание служит фильтром, отбирающим для нас наиболее важные сигналы, полученная таким образом первичная информация поступает в хранилища долговременной и кратковременной памяти; а затем наступает очередь мышления. Одной из основных задач мышления выступают выявление связей, принятие решения и прогнозирование. В результате мышления возникает новое знание, которое не может быть получено из непосредственного опыта. Таким образом, мышление тесно связано с остальными психическими процессами: оно опирается на память, пользуясь ее продуктами для выполнения своих функций, оно не может быть продуктивным без внимания и творческим - без воображения. Оно немыслимо вне языка, его символического строя, позволяющего мышлению реализовывать одну из своих функций познания реальности с помощью символических средств.
Основные отличия мышления от других высших психических процессов:
• оно порождает результат, которого либо в действительности, либо у самого субъекта до этого не существовало;
• оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации;
• оно выходит за пределы чувственного познания;
• оно выявляет связи между предметами и явлениями, которые не даны человеку непосредственно;
• оно присутствует во всех высших психических процессах, и уровень развития каждого из них определяется степенью включенности в него мышления.
На протяжении ХХ века многие выдающиеся психологи обращались к теме психологического исследования мышления, каждый в избранной им теоретической модели: Вундт, Джеймс, Торндайк, Дьюи, Уотсон, Пиаже, Вертгеймер, Выготский, Гальперин и др.
Существуют различные взгляды на природу и механизмы функционирования этого психического процесса.