15.1. ВВЕДЕНИЕ
Интерес к нахождению общих, типологических черт личности и их устойчивых сочетаний возник у человека достаточно давно. Трактат «Характеры» древнегреческого ученого и философа Феофраста (Theophraste)1, жившего в IV-III вв. до н.э., представляет собой одну из первых дошедших до нас попыток сравнить «добродетельных и порочных» людей, «описать, как те и другие ведут себя в жизни» и то, как они «управляют своими поступками»2. Свои наблюдения над типичным поведением людей Феофраст классифицировал по следующим 30 позициям: «Ирония, Льстивость, Пустословие, Неотесанность, Угодливость, Отчаянность, Болтливость, Вестовщичество (измышление ложных историй), Бессовестность, Крохоборство, Бесстыдство, Бестактность, Суетливость, Тупоумие, Грубость, Суеверие, Ворчливость, Недоверчивость, Нечистоплотность, Назойливость, Тщеславие, Скаредность, Бахвальство, Высокомерие, Трусость, Приверженность к олигархии (стремление к господству, тесно связанное с корыстью), Опсиматия (усердие во всем не по возрасту), Злоязычие, Подлолюбие, Подлокорыстие». По сути, Феофраст дает первое описание часто встречающихся устойчивых черт личности, другими словами, описание характеров. Г. Оллпорт считает поучительным для психологической науки прием, которым пользуется Феофраст, и называет его «метод выявления - с помощью соответствующих воздействий и соответствующих ответов - главных черт характера»3. Метод заключается в том, что Феофраст помещает каждый свой персонаж в серию различных ситуаций, прослеживая у него одну и ту же доминирующую черту, ярко проявляющуюся в них. Тексты Феофраста блестяще иллюстрируют возможности этого метода.
Феофраст