В последние годы мы все являемся свидетелями жарких дискуссий, разгоревшихся по поводу принципов образования, подготовки специалистов с высшим образованием. Не обошли эти споры и медицину - специальность, по многим параметрам выделяющуюся среди других профессий. Вероятно, ни одна из них не объединяет науку, философию и искусство так, как врачебная. И это понятно, ибо предмет врачевания -человек, являющийся высшей ступенью жизни и основой экосистемы Земля.
Ни одна техническая система не может сравниться с человеком по тем механизмам, обеспечивающим его жизнь, по тем регуляторным и защитным механизмам, которые определяют его взаимоотношения с окружающей средой и развивающейся цивилизацией. Всесторонняя оценка их роли в возникновении болезни, стремление проникнуть в суть патологического процесса, в индивидуальные особенности его течения и на этой основе создавать схемы и принципы лечения требуют не только знаний, но и аналитического мышления.
Именно такой подход к врачеванию лежал в основе принципов, заложенных основоположниками и корифеями нашей отечественной русской медицинской школы М.Я. Мудровым, С.П. Боткиным, ГА. Захарьиным и нашими с Н.А. Мухиным учителями Е.М. Тареевым и А.Л. Мясниковым. Их отличали широта знаний, аналитическое мышление, оценка индивидуальных особенностей возникновения и течения болезни.
Знакомясь с предлагаемыми читателю лекциями Н.А. Мухина, продолжателя традиций выдающейся терапевтической школы Е.М. Тареева, я ловлю себя на мысли, что по своим принципам, по своей идеологии они напоминают лекции С.П. Боткина и ГА. Захарьина, которые я читал в молодости, только построенные на достижениях медицинской науки ХХ и XXI веков. Сегодня, когда пытаются ограничить представление широких знаний будто бы из-за их ненадобности, когда предлагается лечить больных по стандартам, о которых прекрасно сказал наш выдающийся терапевт Г.Ф. Ланг: «Стандарты нужны лишь плохим врачам», лекции Николая Алексеевича отстаивают принципы нашей русской терапевтической школы с ее общеклиническим подходом к больному.