Педиатрия не только область медицинской науки, но и название основной врачебной специальности в государственной системе охраны здоровья детей. Врачи-педиатры проводят практические мероприятия по обеспечению и контролю гармоничного развития детей, по распознаванию, лечению и предупреждению их заболеваний.
Пропедевтика детских болезней - одна из тех медицинских дисциплин, которая является фундаментом для дальнейшего обучения будущих врачей-педиатров.
Пропедевтика (от греч. pro - перед, paedeu - воспитывать, обучать) - вступительный курс, предварительное обучение. На каждом возрастном этапе ребенку свойственны особые морфологические, физиологические и психологические качества. Именно поэтому знание клинической анатомии и физиологии детей различного возраста служит основой для понимания своеобразия методов исследования и оценки получаемых результатов.
Пропедевтика детских болезней - это базисные знания педиатрии, где рассматриваются возрастные особенности роста, развития, формирования всех систем детского организма; особенности сбора анамнеза, методик осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации; объем обследования при заболеваниях; семиотика основных поражений различных систем и организма в целом; анализ дополнительных исследований; принципы рационального питания.
Вопросы диагностики рассматриваются в более общих аспектах. Во-первых, это симптомодиагностика, основанная на знании возрастной нормы и метода исследования, во-вторых - синдромодиаrностика, т.е. констатация патофизиологической связи между несколькими симптомами болезни и отражение в этой связи функциональной недостаточности (декомпенсации) данной физиологической системы.
И конечно же, залогом здоровья и долголетия будущего залогом здоровья и долголетия взрослого человека является естественное вскармливание - основа основ формирования и развития организма. Грудное вскармливание устанавливает тончайшие психофизиологические взаимоотношения между матерью и ребенком на основе материнской любви и заботы, что закладывает фундамент душевного здоровья ребенка и его социальной адаптации. Освоение педиатром азов естественного вскармливания является неотъемлемой частью науки - пропедевтики детских болезней.