Педиатрия (от греч. ρaidos - дитя, iatreia - врачевание) изучает закономерности развития детей, причины и механизмы заболеваний, способы их распознавания, лечения и предупреждения.
Можно говорить о двух главных компонентах педиатрической науки и практики врача.
Первый из них посвящен изучению и охране развития здорового ребенка. Иногда эту часть называют педиатрией развития. Истоки многих заболеваний взрослого человека начинаются в детском возрасте. Именно поэтому какими будут детство и условия роста и воспитания ребенка, таким и будет состояние здоровья взрослого человека.
Второй компонент педиатрической науки и практики - лечебная педиатрия, или педиатрия болезней. Лечение детей является сложной задачей в силу следующих особенностей:
• очень высокой ранимости детского организма;
• высокой вероятности неадекватных реакций не только на саму болезнь, но и на многие средства, применяемые в процессе лечения.
В процессе лечения ребенка педиатр должен выбирать технологии и тактические приемы, которые могут не только жизнь спасти, сохранить нормальные функциональные возможности, но и обеспечить процессы развития.
Педиатр должен быть добрым, благоразумным человеком. Он находится в постоянном общении с ребенком и его родителями, а также с бабушками и дедушками, другими родственниками или опекунами. Успех врача-педиатра очень часто зависит от его способности быть психологом и педагогом.
1.1. КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Педиатрия как самостоятельная медицинская специальность возникла сравнительно недавно. Отдельные высказывания и советы по вскармливанию детей, уходу за ними и лечению имеются в древних рукописях армянского государства Урарту, а также Древнего Египта, Индии, Китая, Вавилона, Ассирии.