В клинической практике врача-педиатра важными являются сбор анамнеза и клиническое обследование. Умение выделить нужную информацию в истории болезни ребенка, клинические умения и навыки, отношение к пациенту, клиническое мышление - признаки, характерные для грамотного, востребованного пациентами врача.
Расспрос и обследование ребенка можно суммировать в аббревиатуре HELP:
Н (history) - история заболевания;
Е (examination) - обследование;
L (logical deduction) - логическое умозаключение;
P (plan of management) - план ведения.
2.1. СБОР АНАМНЕЗА
Ключевыми моментами при сборе анамнеза считают: • возраст ребенка, поскольку он определяет:
- порядок сбора анамнеза и проведение обследования; - нарушения развития или поведения, этиологию и клинические проявления заболевания; - направление дальнейшего ведения пациента;
• мнение родителей, опекунов или законных представителей ребенка.
Особенность сбора анамнеза в педиатрии: педиатр ведет диалог с родителями или другим лицом, сопровождающим ребенка, и лишь дополняет анамнез вопросами, заданными ребенку с учетом его возраста.
Составные части анамнеза:
• основные жалобы, т.е. причина обращения к врачу;
• анамнез заболевания (все детали, связанные непосредственно с жалобами);
• анамнез жизни (раннее развитие, предыдущие заболевания, иммунизация, результаты скрининговых исследований);
• семейный анамнез (все заболевания родителей, особенно имеющие отношение к ребенку);
• социальный анамнез (социально-бытовые условия).
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Паспортные данные истории болезни несут первичную информацию о пациенте для доктора. Они позволяют оценить культурный и социальный уровень семьи, возможности для дальнейшего лечения и реабилитации, потенциальные сложности при общении с ребенком и его родителями.