Дорогие друзья!
У вас в руках 2-е издание учебника, составленного коллективом авторов, включая профессоров, заведующих кафедрами пропедевтики детских болезней медицинских вузов нашей страны.
Именно с изучения пропедевтики детских болезней студенты педиатрического факультета открывают для себя необыкновенный мир клинической педиатрической практики. Хотя в современной медицине широко внедряются высокоинформативные лабораторные и инструментальные методы диагностики, методы физикального обследования ребенка остаются незаменимыми: умение оценить развитие ребенка и его соответствие возрастным нормам, выявить отклонения в состоянии здоровья необходимо каждому современному врачу.
Интенсивное развитие педиатрии как науки о здоровье ребенка в процессе его роста и развития, науки, имеющей прямой выход в повседневную практику, требует регулярного пересмотра и переосмысления диагностической тактики. Она постоянно изменяется и дополняется благодаря притоку информации со стороны смежных дисциплин: клинической генетики и иммунологии, биохимии и физиологии, биотехнологии и информатики.
Безусловно, самым эффективным методом изучения пропедевтики является обучение «у постели больного». Однако студент должен начинать работать с больным, имея базовые теоретические знания. Они изложены в данном учебнике с учетом новейших достижений отечественной педиатрии.
Главное условие успешного лечения больного - своевременное распознавание его заболевания. «Qui bene diagnoscit, bene curat» - «Кто хорошо диагностирует, хорошо лечит». Важнейшими разделами клинической диагностики заболеваний у детей являются изучение методов обследования больного (врачебной диагностической техники). Несмотря на широкое распространение современных инструментальных, и лабораторных методов, основу клинической диагностики составляют пять классических методов непосредственного обследования больного: расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация.